ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Помимо очевидного влияния на удобство и зрение человека, цвет дизайна важен и в контексте психо-эмоционального восприятия для людей. Оно складывается из историко-культурного контекста, имеющего ряд сходств и различий как в разных странах так и у каждого отдельно взятого человека, и из оптического восприятия человеком цветовой палитры.
Теория цвета - это не наука, но скорее совокупность теорий и исследований, показывающих в разных контекстах как человеком воспринимается тот или иной цвет: либо в более "психологическом", либо в более "физическом", поскольку цвет - это довольно эфемерное понятие, имеющее, тем не менее, в физике вполне чёткое определение как "длина волны видимого света". Из-за разницы строения глаза и нейрофизиологических особенностей людей, цвета могут искажаться и восприниматься иначе.
Я расскажу о двух подходах - более эзотерическом и более практическом. Оба имеют место, несмотря на некоторые оговорки на счёт первого. Начнём однако со второго.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В практическом понимании, использование цвета выполняет следующие функции.
Узнавание. Благодаря определённой цветовой палитре, т.е. сочетанию цветов, сайт \ бренд \ компания могут выделяться на фоне других. Даже не увидев логотип и лишь обратив внимание на цвет, мы можем теоретически определить о каком бренде идёт речь.
Цветовое кодирование. Определённое сочетание цветов задаёт некое контекстное единство. Проще всего объяснить на примере продуктов питания: мороженое одного зелёного цвета + какого-то другого показывают, что они из одной линейки \ серии, но имеют разный вкус.
Привлечение внимания. Выразительный цвет, выделяющийся на фоне остальных, заставляет пользователя обратить внимание на определённый баннер, продукт, ссылку, дату.
Организация информации. Цветовые сочетания способны выполнять функцию структуризации, перераспределяя внимание пользователя с одного участка на другой, демонстрировать какие ссылки он посещал, а какие нет, подчеркнуть выгодные предложения или уже недоступные.
Ассоциации. Наведение цветом пользователя на определённые логические цепочки.
Учитывая наличие пункта "ассоциации" будет неверно утверждать, что практический подход не подразумевает наличие неких психоэмоциональных реакций на цвет. Тут уместно напомнить о некоторых факторах, приводимых в ряде исследований цветовосприятия людей.
Культурный фактор. Один и тот же цвет в определённых странах может иметь разный символизм. Классический пример с белым: где-то это цвет вызовет ассоциацию со свадьбой, где-то с похоронами.
Исторический фактор. Ассоциирование некоторых цветов может быть сопряжено чуть ли не с временами, когда люди объединялись в стадо, а от того влияют на активность взаимодействия пользователя с элементами дизайна или рекламируемым продуктом. Исторически днём люди активнее, чем ночью - соответственно, более яркие и светлые цвета ассоциируются с днём и активностью, а более тёмные - с ночью и спокойствием. Чёрный и жёлтый - цвета флага Германии, поэтому это сочетание часто ассоциируется с "качеством".
Физический (оптический) фактор. Деление цветов на "тёплые" и "холодные", влияние на визуальную близость или отдалённость объектов, их объём и вес. Оптические эффекты так же способствуют некоторому ассоциированию у людей цвета с чем-либо - солнце, море, жар, небо, огонь, свежесть, прохлада и т.д.
Психологический фактор. При определённых обстоятельствах, ассоциирование человеком цвета с чем-либо может меняться. Некоторые эмоциональные состояния человека делают те или иные цвета для него более или менее привлекательными или вовсе неприемлемыми, по причине ассоциаций со своими внутренними переживаниями.
Помимо вышеуказанного, необходимо учитывать контекст цветов и исследовать их сочетаемость, чтобы создавать гармонию цвета в дизайне и рекламе. Часть возможных эффектов от сочетания цветов покажу на изображении, часть можете посмотреть через сайт - https://colorscheme.ru/ - на котором есть даже имитация проблем со зрением и использование разных палитр, помимо RGB.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Этот подход, хоть и тоже в базе содержит в себе и историко-культурный, и психологический факторы, больше ориентирован на идею о передачи цветом определённых эмоций и чувств. В нём считается, что цвет и сам способен задать человеку некоторое состояние сам по себе, а не что только человек задаёт значение цвета для себя.
В целом, сложно сказать насколько этот подход работает или нет, поскольку отрицать, что цвет вызывает ассоциации не станет никто, но прогнозировать их появление со стопроцентной гарантией именно в том ключе, что задумывается дизайнером, невозможно. Даже если смотреть на результаты исследований и диаграммы, как вот здесь (если что - это исследование одного из дизайнеров-академиков, и тут его можно прочитать и полностью, а не просто на картинки посмотреть), то можно увидеть, что да, хоть и есть общие тенденции в цветовосприятии, различия тоже имеются. Так что равнозначно утверждать, что красный - это цвет возбуждения и опасности, вселяющий страсть в юзера, не совсем корректно.
Вот, к примеру, какая семантика приписывается цветам, если верить статье https://www.unisender.com/
И это как бы далеко не все варианты, которые вы можете обнаружить, если озадачитесь психологией цвета и что какой обозначает. Я не буду уделять этому в статье внимание, поскольку эта информация не закрытая, не уникальная и широко доступна, да и, ко всему прочему, не требует обязательного структурирования, чтоб её было проще понять.
Полагаться в эзотерическом подходе к подбору цветов предлагается на символизм и собственное магическое мышление, ассоциации в целом. Это не значит, впрочем, что гармонизировать цвета не придётся или что неожиданно законы организации комфортного для пользователя дизайна неожиданно перестанут работать. Скорее, в данном случае, возможно игнорировать некоторые стандартные приёмы и цветовые палитры, предлагаемые как часто используемые решения в дизайне. К примеру, вовсе не обязательно при таком подходе делать в дизайне или рекламе объект повышенного внимания именно красного или жёлтого цвета - можно пойти путём взывания к определённому ассоциативному ряду и тонкому психологизму человека, сделав этот объект фиолетовым, чтобы он обращал внимание на "магичность" и внутренне готовился к ней, а не к выгодному предложению, последнему шансу или предупреждению.
Более продуктивно совмещать оба подхода, чтобы нейтрализовать минусы каждого. При практическом подходе есть риск сделать "академически выверенный" дизайн, который может итогово не работать на общую атмосферу сайта, сделать его слишком минималистичным и шаблонным. При эзотерическом риск очевиден - игнорирование общепринятых решений может привести к дезориентации пользователя плюс некорректное донесение ассоциативных рядов.
Кроме того, следует понимать для каких целей непосредственно разрабатывается цветовая схема. Эксперименты с расширением палитры, даже правильные с точки зрения гармонии, могут оказаться невостребованными для сайта, где требуется стандартизация процесса взаимодействия с ним пользователя, в то время как излишняя простота может убить "атмосферу" другого.
Пишите свои цветовые ассоциации, делитесь интересными цветовыми решениями и описывайте свои подходы к подбору цветов. Это будет интересно и полезно для тех, кто только начинает разбираться в теме.