Писательские приёмы: чеховское ружьё и красная сельдь
Существуют в писательской среде два приёма-антонима: чеховское ружьё и красная сельдь. Хочу рассказать про каждый по чуть-чуть, тем самым показав не только как они применяются при написании художественного произведения, но и дав почву для размышлений для мастеринга.
Чеховское ружьё - это приём (точнее - драматургический принцип), который предполагает внедрение в повествование некоторого элемента, присутствие которого впоследствии обязательно будет оправдано в ходе истории. Как идёт из названия, говорил о нём и повторял с рядом изменений Антон Павлович Чехов.
Грубо говоря, это то самое "ружьё, которое обязательно выстрелит": элемент, который дан писателем для читателя (порой именно внимательного читателя), чтобы зародить в нём интригу, подозрение или подсказку о том, что будет происходить в произведении дальше. Всё, что такую роль не сыграет, должно быть вырезано из сюжета.
В качестве этого элемента может быть взян как отдельный предмет, персонаж, описательный момент, так и целая сцена, раскрывающая какой-то факт, впоследствии сыграющий свою роль.
Для полноценного вписывания "ружья" в повествовании хорошо иметь либо представление о том, что такое "писательская карта", т.е. схематическое отображение дальнейшего сюжетного повествования с указанием того, как связаны элементы схемы между собой, либо фиксировать отдельными схемами где они оставлены и к чему должны привести. Читатель очень не любит, когда какую-то информацию ему пишут просто так: это и путает (особенно в детективных линиях и в очень плохом смысле слова "путает"), и отвлекает, и оставляет неудовлетворённым любопытство, де, "а для чего же это было".
Кстати говоря, бытует мнение, что в принципе любой объект, описанный в тексте, следует воспринимать как героя со своей ролью. То есть, если описывается условный камень на дороге, то его должен обязательно кто-то пнуть или об него должен кто-то споткнуться, пока идёт - иначе это просто словоблудие, не имеющее значения для читателя. Я слышал это во многих книгах о литературном мастерстве и подкастах, записываемых издательством Эксмо для писателей, желающих отправить рукопись. Это не совсем про "чеховское ружьё", поскольку под ним подразумевается скорее оставленный элемент "на перспективу".
Красная сельдь же - это отвлекающий манёвр. Выражение взято, предположительно, из практики использования пахучей копчёной сельди в моменты дрессировки охотничьих собак: сильный амбрэ не должен был сбивать пса со следа, при этом находясь в непосредственной близости к нему.
Если "ружьё" выстреливает, то "сельдь" просто благоухает, отвлекая на себя внимание читателя. При этом, ключевой момент: это отвлечение делается автором намеренно и с определённой целью, так что списать несработавшее ружьё на манёвр не получится.
В том и смысл, чтобы читатель, зацепившись за отвлекающий фактор, пошёл по ложному следу, кстати говоря, иногда вместе с героем. Сельдь доставит ему удовольствие, особенно если сам персонаж в повествовании представляется как умный и не склонный к ошибкам: если читатель купится на манёвр - он будет чувствовать себя равным с героем, больше ассоциируя себя с ним, если же нет - решит, что он умнее и внимательнее, что тоже даёт положительные эффекты как переживания за героя в процессе, так и личного триумфа в конце сюжетной линии.
Интегрирование отвлекающего манёвра в повествование не отличается от "ружейного" варианта, однако создать его бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Правдоподобно неправильный вариант необходимо сделать максимально нечитаемо неправильным, а это требует максимального сцепления "селёдки" с общей экспозицией повествования, чтобы мнения персонажей, детали окружения и истории работали на её косвенное или прямое подтверждение, но, при этом, какие-то факты продолжали говорить "против" правильности элемента. Возможно, "сельди" требуется схематическая поддержка даже больше, чем "ружью".
С точки зрения мастеринга, оба приёма можно использовать при проработке нарративной составляющей сюжета как изначально задавая, грубо говоря, два пути - правильный \ неправильный, так и постфактум, составляя обоснуй для плохого проброса кубика, когда необходимо дать игрокам отрицательный результат, двигающий сюжет дальше.