Писательские приёмы: чеховское ружьё и красная сельдь
Существуют в писательской среде два приёма-антонима: чеховское ружьё и красная сельдь. Хочу рассказать про каждый по чуть-чуть, тем самым показав не только как они применяются при написании художественного произведения, но и дав почву для размышлений для мастеринга.
Чеховское ружьё - это приём (точнее - драматургический принцип), который предполагает внедрение в повествование некоторого элемента, присутствие которого впоследствии обязательно будет оправдано в ходе истории. Как идёт из названия, говорил о нём и повторял с рядом изменений Антон Павлович Чехов.
Грубо говоря, это то самое "ружьё, которое обязательно выстрелит": элемент, который дан писателем для читателя (порой именно внимательного читателя), чтобы зародить в нём интригу, подозрение или подсказку о том, что будет происходить в произведении дальше. Всё, что такую роль не сыграет, должно быть вырезано из сюжета.
В качестве этого элемента может быть взян как отдельный предмет, персонаж, описательный момент, так и целая сцена, раскрывающая какой-то факт, впоследствии сыграющий свою роль.
Для полноценного вписывания "ружья" в повествовании хорошо иметь либо представление о том, что такое "писательская карта", т.е. схематическое отображение дальнейшего сюжетного повествования с указанием того, как связаны элементы схемы между собой, либо фиксировать отдельными схемами где они оставлены и к чему должны привести. Читатель очень не любит, когда какую-то информацию ему пишут просто так: это и путает (особенно в детективных линиях и в очень плохом смысле слова "путает"), и отвлекает, и оставляет неудовлетворённым любопытство, де, "а для чего же это было".
Кстати говоря, бытует мнение, что в принципе любой объект, описанный в тексте, следует воспринимать как героя со своей ролью. То есть, если описывается условный камень на дороге, то его должен обязательно кто-то пнуть или об него должен кто-то споткнуться, пока идёт - иначе это просто словоблудие, не имеющее значения для читателя. Я слышал это во многих книгах о литературном мастерстве и подкастах, записываемых издательством Эксмо для писателей, желающих отправить рукопись. Это не совсем про "чеховское ружьё", поскольку под ним подразумевается скорее оставленный элемент "на перспективу".
Красная сельдь же - это отвлекающий манёвр. Выражение взято, предположительно, из практики использования пахучей копчёной сельди в моменты дрессировки охотничьих собак: сильный амбрэ не должен был сбивать пса со следа, при этом находясь в непосредственной близости к нему.
Если "ружьё" выстреливает, то "сельдь" просто благоухает, отвлекая на себя внимание читателя. При этом, ключевой момент: это отвлечение делается автором намеренно и с определённой целью, так что списать несработавшее ружьё на манёвр не получится.
В том и смысл, чтобы читатель, зацепившись за отвлекающий фактор, пошёл по ложному следу, кстати говоря, иногда вместе с героем. Сельдь доставит ему удовольствие, особенно если сам персонаж в повествовании представляется как умный и не склонный к ошибкам: если читатель купится на манёвр - он будет чувствовать себя равным с героем, больше ассоциируя себя с ним, если же нет - решит, что он умнее и внимательнее, что тоже даёт положительные эффекты как переживания за героя в процессе, так и личного триумфа в конце сюжетной линии.
Интегрирование отвлекающего манёвра в повествование не отличается от "ружейного" варианта, однако создать его бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Правдоподобно неправильный вариант необходимо сделать максимально нечитаемо неправильным, а это требует максимального сцепления "селёдки" с общей экспозицией повествования, чтобы мнения персонажей, детали окружения и истории работали на её косвенное или прямое подтверждение, но, при этом, какие-то факты продолжали говорить "против" правильности элемента. Возможно, "сельди" требуется схематическая поддержка даже больше, чем "ружью".
С точки зрения мастеринга, оба приёма можно использовать при проработке нарративной составляющей сюжета как изначально задавая, грубо говоря, два пути - правильный \ неправильный, так и постфактум, составляя обоснуй для плохого проброса кубика, когда необходимо дать игрокам отрицательный результат, двигающий сюжет дальше.
Если вам нравятся статьи моего авторства, можете поддержать меня донатом. Или просто прийти на одну из игр по баннерам в подписи. Играйте с кайфом, главное. Йоу.