Что ж, если так, то я приведу логические доводы (в кои-то веки, а то в последнее время совсем голова не варит).
«Аватары вместо лиц
Из нулей и единиц.»
В последнее время Интернет-среду выделяют, как некую обособленную часть ноосферы, то есть обобщенной информационной сферы, обособленную ввиду глубокой специфичности обитания человека в данной среде. Идентификация других людей играет большую роль в социальном и культурном общении - знание личности собеседника определяет тон разговора (ради простого примера: на "ты" вы станете обращаться только к человеку, которого хорошо знаете; пока вы не идентифицировали его, как хорошо знакомого, вы будете употреблять более уважительные обращения). Однако же в Интернет-среде каждый человек существует изначально бестелесно, не имеет определенных признаков, определяющих его, как существо и как личность. Виртуальная среда состоит из информации, нежели чем из материи.
Если присмотреться внимательно, то форум - среда, абсолютно нехарактерная для реального мира. В реальности существует крайне малое количество сообществ (если таковые вообще имеются) с непостоянным составом, полной анонимностью пользователей и отсутствием нормативного контроля; такие характерны исключительно для виртуального общения. Естественно, анонимность, возможность всегда уйти, сбежать, ощущение безопасности собственной личности подталкивают человека к ненормативному поведению. Это не значит, что он априори начнет буянить и скандалить, или бросаться на собеседников со слезными описаниями своей нелегкой во всех подробностях; однако в ситуациях, когда в реальности человек отступил бы, связанный плотным нахождением в социальной среде, в рамках ее норм, законов, морали и - о, самая ужасная и мерзкая вещь на свете - общественного и чужого мнения. Характерно, что от многих глупых или порочащих поступков людей удерживает банальное: "А что же про меня потом скажут родные/близкие/друзья/знакомые/учителя/преподаватели/over9000вариантов (нужное подчеркнуть)".
«И конь - и конь, хромой на три ноги.»
А теперь к демократии. Такая форма правления, без всякого сомнения, зародилась именно в реальной среде (в противопоставлении иерархичной форумной администратор-модератор-пользователь в различных вариациях и расширениях). И, если кто-то еще помнит, разделяется она на прямую и представительную. Разница очевидна: в первом случае народ, то есть демос, приходит к единому мнению путем долгих прений, и тем самым решает проблемы всей своей совокупностью. Представительная демократия - демократия с выборными управленцами, которых выбирает народ, тем самым делегируя, то есть перевешивая на них часть своих прав.
Одна из основных идеализаций демократии, которая дает возможность думать о том, что это - лучший способ управления - вера в то, что каждый человек стремится к лучшему как для себя, так и для всех. Однако в Интернет-среде ввиду анонимности и свободы человеку попросту не имеет нужды стремиться к лучшему для всех. Кто они, эти все? Неидентифицированные, безликие, нематериальные, они имеют меньший вес в человеческом аппарате принятия решений, чем конкретные знакомые личности, которые к тому же и вполне могут применить рукоприкладство как один из методов убеждения. Изрядно подточенный ситуацией, один из идейных столпов демократии подгибается под условия Интернета.
У теории демократии до сих пор остается основная проблема: способность обычного человека править обществом. Несложно догадаться, что наиболее эффективные решения принимает человек, обладающий наилучшими для этого способностями, качествами личности, опытом. Ne sutor supra crepidam judicet - пусть сапожник судит не выше сапога - и связанная с этим высказыванием притча хорошо отражают суть проблемы.
Еще одним немаловажным факторам является как таковая мотивация принимать решения вообще. В большой стране вклад одного человека в решение достаточно незначителен, что существенно снижает желание ответственно подходить к решению. Этот фактор существует в реальности и достаточно стабильно вредит системе (взгляните на неявку на выборы, но еще лучше - спросите своих друзей и знакомых, кто из них находил и вчитывался в предвыборные кампании кандидатов). В Интернет-среде понятия ответственности и обязанностей чаще всего сведено на нет. Как часто я слышал из разных уст про тех, кто организовывал игры: "Ну они же сами взвалили на себя ответственность за то, что они делают". Подумать только, "взвалили" как непосильную ношу. Мотивация брать на себя ответственность в киберсреде колеблется где-то около отметки "0". Еще один столп демократии, изъеденный термитами демотивированность виртуальных личностей, подгибается под условия интернет-среды.
Итак, наш великий, красивый, гордый замысел народной власти уже охромел на две опоры. Подбить третью ногу ему не сложно - достаточно привести аргументы против демократии и напомнить о том, что их проявление в виртуальной среде будет куда мощнее, чем в реальной ввиду особенностей первой:
• Она позволяет одним кругам продвигать свои интересы за счёт остальных
• Она может ухудшить взаимодоверие в ситуации, когда принятие любого решения позволит одним лицам извлечь выгоду за счёт других
• Она открывает возможность для диктатуры большинства над меньшинством
• Она поощряет разногласия, что может сказываться негативно на авторитете власти
• Она наделяет правом принятия решений людей, которые недостаточно для этого компетентны или не обладают полной информацией
Из картины светлого будущего воленс-ноленс получается кобыла, хромая на три ноги. Далеко ли на ней уедешь - вопрос спорный, но что-то лично мне подсказывает, что не так уж и далеко.
Позволю себе одно дельное замечание: все это время я говорил о форумах в большинстве своем - об открытых анонимизированных структурах. В наиболее приближенной к реальности среде - закрытом сообществе, в котором все друг друга хорошо знают и добровольно подчиняются прочно установленным законам и нормам - демократия вполне возможно, с этим нельзя не поспорить.
Чтобы освежить в своей памяти знания и не быть голословным, скажу, что пользовался статьями "Identity and Deception in the Virtual Community" за авторством Джудит Донат, "Three paradoxes of democracy" Ларри Даймонда, материалами свободной энциклопедии и некоторых других энциклопедических ресурсов, текстами песен группы Otto Dix, Мельница и собственным разумом вашего покорного слуги.
Отредактировано Ghоst (16.05.12 19:37)