Куда уходит детство?
автор @Кошкус
или статья о том, почему каждый второй персонаж на ролевых играх мог бы вырасти маньяком
Все знают, что детство – это самая счастливая пора. Психологи утверждают, что этот период ещё и очень важен: формируются нейронные связи в головном мозге, привычки, привязанности. Однако, многие ролевики уделяют детству (а именно годам от рождения и до 18 лет) своего персонажа несправедливо мало внимания. Но проблема даже не в этом. Некоторые фразы и выражения, описывающие этот период жизни в анкете, стали уже почти классикой и кочуют из одной биографии в другую, слегка видоизменяясь. При этом, с точки зрения здравого смысла они – неправдоподобны и даже смешны, а порой страшны.
Почему же так происходит? Дело в том, что большинство игроков – это школьники, студенты или молодые взрослые. Очень маленький процент уже создали собственную семью и обзавелись собственными детьми. Именно поэтому образ детства в головах большинства игроков – весьма туманный, но счастливый период, когда родители всё решают за тебя, контролируют твою жизнь и всё подряд запрещают. И это нормально! Мы ведь просто вспоминаем свои годы. К сожалению, далеко не у всех есть возможность взглянуть на детство и с точки зрения ребёнка, и взрослого, чтобы здраво оценить всё то, что мы хотим написать в анкете своего персонажа. Вот тут и кроется вся проблема. Признаюсь, я тоже очень долго этим грешила. Пересмотреть весь процесс описания детства помогло рождение моего сыночка, которому к моменту написания этой статьи, исполнилось почти два года. Стал вспоминаться университетский курс возрастной психологии. Я начала смотреть видеосюжеты о воспитании детей, вспоминать годы работы с дошкольниками и младшими школьниками, что тоже помогает понимать процесс взросления человека.
Так давайте же вместе разберём эти штампы детства в биографии и посмотрим, чего же здесь не так. Также в конце статьи, в качестве бонуса, я поделюсь своим личным опытом и перечислю факты о младенцах и детях, которые вы возможно не знаете. В качестве примера я буду использовать имя Маша (заранее прошу прощения у всех Маш, кого случайно обидела). Хочу подчекрнуть, что все нижепечисленные ситуации имеют место быть в жизни. То есть, в принципе, такое случится может, но обычно все забывают про последствия, которые по логике вещей обязательно должны быть.
Часть 1. Те самые штампы
Пример: Маша родилась в семье богатых родителей, которые снабдили дитя няньками, гувернантками и не обращали на дочь никакого внимания.
К слову, иногда пишут, что и родители среднего достатка не обращают на своего ребенка внимания. Благосостояние не играет здесь никакой роли. Что же здесь не так? Неужели так не встречается в жизни? Конечно, это возможно, но удивляет сама реакция ребенка на то, что родители про него забыли: “А, ну и ладно. И не обращайте на меня внимания. Мне же лучше, а я буду бомбы разбирать/собирать, а в 10 лет дом взорву!” Конечно, многие игроки пользуются таким приёмом для того, чтобы увести внимание родителей, чтобы они позволили ребенку заниматься чем-то нетипичным и даже запретным. Ведь он должен вырасти киллером или убийцей! При этом ребенку будто абсолютно всё равно, на то, что самые близкие ему люди вдруг отказались от него. Он живёт себе припеваючи. При этом родители тоже не чувствуют угрызений совести, что забыли собственное чадо. Остальным тоже плевать (извините!). В каждом государстве есть органы опеки, но они не интересуются такими нерадивыми родителями.
Как бывает в реальности: никто не говорит, что все родители очень внимательны к своим детям. Да, они могут не обращать внимания по разным причинам (развод, кто-то из близких болеет, сложная финансовая обстановка), главное, чтобы она была! Ребенок (как младенец, так и подросший) физически нуждается во внимании родителей. Именно мамы и папы, а не бабушки, дедушки, гувернантки, няни. Мой сын может не видеть бабушек и дедушку неделями, но если у папы выдался занятой день, то к вечеру малыш садится на него верхом, бегает хвостиком или подходит к порогу и зовёт его во всё горло. Если ребенок недополучает внимания родителей, то это чревато последствиями. В младенческом возрасте (до года) если малыша постоянно игнорируют и не удовлетворяют его потребности (еда, сон, сухие и чистые плёнки) на постоянной основе, то нарушается базовое доверие к миру. Если игнор продолжается очень долго, то может развиться даже психическое отклонение с галлюцинациями. Да, поменять подгузник, накормить, уложить может и няня, но тогда малыш будет воспринимать няню как маму, а маму как постороннего человека. И когда он подрастёт, в голове возникнет резонанс. Почему мама, которую я люблю и любит меня, со мной только днём, а вечером уходит, а чужая тётя, которой я не нужен, со мной всегда? Подросший ребенок по-другому страдает от нехватки внимания родителей. Он уже понимает кто есть кто и ловко заменить маму на гувернантку не получится. Над ребенком может трястись целая бригада педагогов, он может выглядеть абсолютно счастливым, но часто и долго болеет (психосоматика), может появиться аллергия на ровном месте, ухудшается аппетит и серьёзно нарушается сон. Это организм так реагирует на дефицит внимания самых близких людей. У ребенка может появиться беспричинная агрессия к другим, он становится рассеянным на уроках, излишний негативизм (это когда на все вопросы, один ответ: “нет”). Он не может быть отличником! Таким поведением однозначно должны заинтересоваться педагоги в школе. И дальше, если выясниться, что малыша родители забросили, их как минимум должен навестить социальный педагог и провести разъяснительную беседу.
Таким образом, равнодушие родителей не является нормой. Такое поведение не может пройти бесследно для ребенка, а окружающие не могут не заметить, что в семье твориться что-то неладное.
Пример: Маша росла в обычной семье, типичным ребенком.
Обычно после этой фразы следует описание профессии родителей. Да, игрок имеет в виду семью среднего достатка с мамой и папой. Папа работает, мама растит детей. Мол, что ещё нужно? Всё типично. И ребенок обычный: ходит, смеётся, играет, кричит. Однако, стоит учесть, что дети – все разные (даже те, что росли в “обычных” семьях) и родители разные, и подходы к уходу за младенцем и воспитанию разные. Я уже молчу о разных культурах и странах. К примеру, в Европе много семей заводят детей ближе к зрелому возрасту (40 лет), но бывают исключения. А в мусульманской культуре иметь одно ребенка, как-то не комильфо, но тоже бывают исключения.
Как бывает в реальности: даже в самой-самой типичной семье существует множество оговорок. Не всегда за младенцем ухаживает одна мама. Порой бывают такие папы, которые пожалуй только грудью не кормят, но при этом успевают и работать, и подгузники менять, и укладывать спать, и ночами вставать к малышам. А ещё в каждой семье (почти в каждой) есть бабушки и дедушки, но за всё время на ФРИ я ни разу не видела в анкете про них даже упоминания вскользь. Возьмём такое обычное действие, которое происходит в каждой семье – укладывание ребенка на сон. Кто-то просто отправляет ребенка в постель. Бывает, что мама или папа (да, не всегда только мама!) поют колыбельную, читают книгу и укладывают спать. Кто-то включает перед сном ребенку мультики и ждут пока она не отрубится от усталости. И так далее. Что же касается самого ребенка, то не бывает “типичных детей”. Одни более вдумчивые молчуны, которые не любят активные игры, другие могут быть застенчивы и боязливы, третьи – шилопопы, которых поискать, а четвёртые – вроде не хулиганы, но шуму от них до потолка. Это называется темпераментом ребенка, который закладывается природой и, чаще всего, не зависит ни от воспитания, ни от достатка. Кто хочет больше углубиться в эту тему, то существуют 9 природных характеристик ребёнка, которые не меняются по ходу взросления, а лишь слегка корректируются воспитанием. Об этом подробнее в видеоролике ниже.
Таким образом, лучше всего продумать хотя бы темперамент ребенка, не говоря о методах воспитания. Это – важная часть характера персонажа, о которой многие забывают.
Пример: Машу с детства заставляли носить платья и учили быть леди, но она терпеть этого не могла. Однако терпела до 15 лет, а потом послала всех к чертям.
Обычно этот приём исользуют девушки, которые хотят выстроить пересонажа, аки “леди с пулемётом”. То есть, она и красивая, изящная, элегантная, манеры знает и в оригинале цитирует Шекспира, но может и одной рукой собрать автомат Калашникова и с закрытыми глазами зарядить в “десяточку”. Мне понятно их стремление. Хочется сделать своего персонажа максимально независимой, но при этом не растерять её женственность. Спешу вас уверить, совсем не обязательно навязывать ребёнку нелюбимое занятие. Уметь стрелять из автомата и быть женственной – можно. Это не шутка. Посмотрите видеоролик. Девушки в армии – прямое тому доказательство:
Как бывает на самом деле: а теперь вспомните как долго вы можете заниматься тем, что терпеть не можете. А могли бы вы это делать на протяжении десятка (а то и больше) лет? Нет? Ребенок – это же не безхарактерное нечто, а тоже личность, хотя и маленькая. Он тоже умеет выражать своё собственное мнение, но по-своему. Да, взрослые сильнее и умнее. Они могут заставить, уболтать, подкупить. Но, поверьте, никаких нервов не хватит уговаривать на протяжении даже месяца. Действительно, малыш рождается и в течение долгого времени (первого года жизни) не имеет собственного мнения, но он учиться воспринимать вещи положительно или отрицательно по реакции родителей. Многие знаменитые актёры часто рассказывают о том, что берут своих детей чуть ли не с рождения на репетиции в театр и потом подрастая те продолжают династию родителей. Так происходит вовсе не потому, что родители “заставляли” заниматься актёрским ремеслом, а сами дети видели, что театр – это хорошо. Это вдохновляет маму и папу, у них горят глаза, они смеются, им хорошо. Значит, я тоже буду любить театр. А потом сами эти дети актёров, говорят, что у них “врождённая” любовь к театру... После полутора лет у малыша начинает складываться свои взгляды на вещи, которые не всегда совпадают с родительскими. И он начинает проявлять своё недовольство, если ему что-то не нравиться. Поверьте, не так-то просто заставить даже двухлетку. Это будут слёзы, визги, писки, бесконечные истерики. Надо быть, наверное, мазохистом, чтобы согласиться терпеть это изо дня в день! Можно предположить, что малыш будет сопротивляться только первое время, а потом смирится и будет тихо ненавидеть, но делать. Это не так. Дети ещё не умеют контролировать свои эмоции (до 3 лет точно, но и потом с большим трудом). Они просто не смогут осуществить такую огромную психологическую работу над собой. Просто негативизм закрепиться за конкретным занятием и когда будет подходить его время, малыш будет убегать, прятаться, тянуть время или всячески хитрить, но не терпеть!
Таким образом, лучше всего если малыш будет любить какое-то занятие в детстве. Но в определённом возрасте может что-то случиться и он кардинально изменит своё мнение. Или же, если брать наш пример, Маша ведь может любить всю эту женственность, но жизненные обстоятельства могли заставить её взять в руки оружие.
Пример: Родители Маши погибли в автокатстрофе.
Этот штамп пришёл к нам из кино. Вообще, игроки очень любят “убивать” родителей персонажа. И чем раньше, тем лучше. Ведь надо, чтобы персонаж начал как можно раньше убивать, драться, стрелять, пойти по рукам или даже сесть в тюрьму. Самый простой способ – это убить родителей, чтобы они не капали на мозги. Да и потом не придётся их в постах как НПСов упоминать. Поэтому, персонажи-сироты – это просто бич ФРИ. При этом, никто не думает о том, что потеря двух самых близких людей – это огромная психологическая травма чуть ли не на всю жизнь. Да и жизнь в детстком доме или сиротском приюте – это не то же самое, что жить с мамой и папой. Но, к сожалению, об этом все забывают.
Как бывает на самом деле: потеря родителей – это, то что делит жизнь ребёнка на “до” и “после”. Согласна, такое может произойти с каждым. Все мы под Богом ходим. Но подобное событие обязательно должно отразиться на характере. Даже младенцы очень тонко чувствуют, когда их любят, а когда чисто механически ухаживают с установкой: “ну, чтобы не помер”. После потери родителей многие дети очень долго не могут прийти в себя психологически. Некоторые перестают говорить, у других развиваются необычные поведенческие привычки (дети-маугли, например), третьи теряют память, у четвёртых развиваются галлюцинации. И чем младше ребёнок, тем дольше и проблемнее проходит эта психологическая реабилитация, при условии, что нашлись те взрослые, которые захотели его лечить. А если малыш всеми забыт и покинут – это почти всегда обречённый на смерть ребёнок. Да, можно восстановиться, научиться жить с этой потерей, но на это уходят годы. И даже потом эта потеря не забывается, а остаётся навсегда в памяти. При каждом удобном случае, сознание будет напоминать малышу и он, непременно, будет жалеть, что не остановил, не уберёг или вовсе будет считать себя виноватым в смерти. Кроме того, есть ещё те дети, которые вовсе росли без родителей в детском доме. Они – также отдельная категория общества. Нельзя сказать, что у них всё нормально. Всё это необходимо учитывать при написании биографии. Для большей наглядности, посмотрите, пожалуйста, предложенные видеоролики, чтобы в полной мере оценить, какого тем, кто потерял близкого человека.
Таким образом, после потери родителей обязательно должно следовать длительное восстановление. Человек, а тем более ребёнок, просто не может погрустить пару дней, а потом жить дальше как будто ничего не было. Навсегда подрывается психологическое здоровье, сильно меняется характер. Этого можно не признавать, открещиваться, но оно будет обязательно.
Пример: С самого детства Маша дралась и обидчикам не давала спуску.
Обычно этот приём используется для того, чтобы потом из персонажа сделать отъявленного бойца. Да, чтобы достичь высот в любом деле, нужна длительная практика. Боевые искусства – не ислючение. Впрочем, игроки почему-то не любят “запирать” персонажей в спортивные залы. Пусть лучше улица воспитывает в нём или в ней бойца. Согласна, многие спортивные боевые искусства нацелены больше на поднятие духа, а не научить укладывать противника на улице одной левой. Даже в любом спарринге есть правила, а на улице – их нет. Далеко не все спортсмены-бойцы могут так же успешно махать кулаками вне спортивного зала. Так что же делать, если из персонажа нужно сделать эдакого Рембо? Пусть просто дерётся со всеми подряд. Так к 20 годам отточит навыки. Что же здесь не так?
Как бывает в реальности: Очень часто встречаются агрессивные дети, но всегда есть ответная реакция на их агрессию. Ещё нужна веская причина, почему ребенок стал таким драчуном. Конечно, всё зависит от возраста и от характера, но если в семье полная гармония, а ребенок решает конфликты только с кулаками – это ненормально. Обычно, агрессия у малышей – это защитная реакция огранизма на какие-то неприятные события, которые происходят в жизни ребёнка и задевают его лично. При этом эти события повторяются периодически. Например, папа распускает руки и бъёт маму, родители разводятся, кто-то из родителей попал в секту и пытается навязать свои новые идеалы всей семье. Если случилось так, что ребенок всё же не умеет сдерживать свою агрессию, то не бывает так, что на это никто из взрослых не обращает внимания. В первую очередь, на это обращают внимания родители, ведь они ближе всего и чаще всего видят малыша. Но если вдруг они по какой-то причине игнорируют ребенка, то агрессивное поведение обязательно заметят педагоги в школе или просто друзья. Когда я работала в начальной школе, иногда среди моих четвероклассников случались драки, но всегда (даже если я не видела) прибегал кто-то из детишек с криками: “Там Серёжа с Женей опять дерутся!”. То есть, даже маленькие дети уже понимают, что драка – это плохо. Это подростки уже промолчат и скроют от учителя драку, но дети – нет. Если ребёнок очень часто дерётся, то обязательно с родителями должны провести беседу в школе. В крайнем случае, дело решается в детской комнате милиции (в других странах должны быть аналогичные органы). В конце концов, синяки, окровавленные кулаки, подбитые зубы – всё это видно. Ну не может ребенок так умело драться и при этом настолько виртуозно заметать следы, что ни один из взрослых не вычислит его. Не всегда реакция взрослых подразумевает то, что малыш дрался, но его поругали и он перестал. Но ответные действия на поведение, которое не является нормой, должны быть.
Таким образом, учтите, что если вы намерены сделать из персонажа малолетнего драчуна, то на это должна быть ответная реакция общественности. Детская агрессия – это страшное зрелище и не бывает так, что всем взрослым “пофиг”. Обязательно в окружении ребенка будет тот, кому не будет безразлично. Это может быть учитель, воспитатель, няня, служанка, директор школы, школьный психолог, социальный педагог. Должны быть хотя бы слабые попытки остановить агрессивное поведение.
Пример: С 3 лет Маша занималась айкидо, карате, бальными танцами и художественной гимнастикой.
Этот штамп является как бы продолжением предыдущего. Мы же хотим максимально “прокачать” персонажа, но понимаем, что время идёт. Поэтому надо использовать детские года, а то что десяток лет он будет безсполезно болтаться! К тому же, в детстве дети всё буквально схватывают на лету. Значит к 25 годам персонаж будет просто мастером в нескольких видах спорта.
Как бывает в реальности: да, чем младше ребёнок, тем быстрее развивается его мозг и тем проще ему осваивать новое, но надо помнить, что и в 25 лет и даже в 30 жизнь не заканчивается. Вовсе не значит, что если персонаж не успел чем-то овладеть до этого возраста, то уже и не сможет. Мозг развивается до самой смерти, просто с возрастом скорость развития замедляется. Надо быть осторожнее, “навешивая” на ребёнка различные секции, кружки и прочее. Во-первых, в нашем случае, у Маши бы давно случилась эмоциональное выгорание, следствием которого обычно возникает дальнейшее полное нежелание учиться. Стараясь “прокачать” малыша в раннем возрасте, вы можете отбить у него всё желание учиться новому (а ему ещё в школе и в институте учиться!). Говоря о спорте, то тренировки в 3 года – это просто игры, отработка простейших навыков и поверхностное знакомство с основами, которое со временем усложняется. Просто помните, что не все виды спорта подходят для раннего возраста, а некоторые даже вредны. К примеру, восточные единоборства – это больше философия, которую и к 18 годам очень сложно понять, а спортивная гимнастика и вовсе замедляет и нарушает физическое развитие неокрепшего организма. К тому же, углубленное занятие спортом мешает социальной адаптации. Многие спорстмены, выйдя на пенсию, понимают, что не умеют “нормально жить”. Для большей наглядности, найдите время и посмотрите фильм о спортивной гимнастике, там поднимают эту тему.
Таким образом, просто запомните, что чему-то можно научиться и в игре. Пусть ваш персонаж будет не таким умелым, но здоровее физически и эмоционально. “Добрать” свои навыки можно в будщем и в этом нет ничего страшного.
Пример: В 7 лет Машу изнасиловали/видела как маму (или сестру) изнасиловали (или избивали, напали с ножём) и она решила, что будет защищать всех слабых.
На самом деле, суть этого штампа такова – в жизни ещё ребенка (время идёт, нам нужно до 20 – 25 лет успеть) происходит сильное потрясение и он решает стать эдаким супергероем. При этом, все снова забывают про длительную реабилитацию и психологическое восстановление. А так же, почему дети не расскажут об этом потясении родителям? Как правило, дети (если это не подростки) не станут долго держать в секрете, если с ними произошло что-то плохое.
Как бывает в реальности: изнасилование, домашнее насилие или просто стать очевидцем избиения – это такие события, которые взрослого человека выводят из равновесия, не говоря уже о ребёнке. Да, такое тоже может случиться, но нужно учитывать, что после пережитого обязательно должна следовать психологическая реабилитация. Также эти события должны сказаться на психике ребёнка. При изнасиловании, например, девочки обычно потом боятся подпускать к себе мужчин. Вообще, патологически боятся противоположный пол. Иногда у них случается длительная депрессия, а суицид – это вообще самый распространённый финал. При других случаях, не исключены те же защитные реакции организма (внезапная и длительная болезнь, нарушении сна и пищевого поведения, сильнейшие аллергии, потери памяти, потеря речи, “синдром жертвы”). Да, потом может пройти время. Ребенок может всё забыть и жить дальше. Но пройти должно не пара месяцев, а несколько лет как минимум. И решение заняться спортом, стать мировым защитником – это финальная фаза всей реабилитации, но до неё ещё надо дойти и дозреть психологически. Вы просто представьте, как эта работа над собой прийти к умозаключению: “Да, со мной произошло страшное, но я должна жить дальше. Я не могу позволить, чтобы кто-то тоже прошёл через всё это”. Не каждому взрослому по силе осознать всё это, а детям – того сложнее. Ведь они ещё очень плохо умеют конролировать себя. И напоследок, найдите время посмотреть видеоролики, предложенные ниже, чтобы осознать всю ту боль, через которую вы хотите провести своего персонажа.
Таким образом, не забывайте, что после любого потрясения должна следовать реабилитация, на которую уходят годы, а иногда и десятилетия.
Часть 2. Факты о детях
А мы переходим ко в второй части статьи. Здесь я поделюсь некоторыми фактами о детях, которые возможно вам пригодятся при написании анкеты:
Нормальный вес ребенка при рождении, примерно 3 кг 200 г, рост – около 50 см. Меньше 2 кг 600 г и 45 см – считается маленьким ребёнком, больше 4 кг и ближе к 60 см – крупным.
Детям нужен постоянный уход и присутствие 24/7 взрослого (в идеале мамы) хотя бы до 6 месяцев. Потом можно на несколько часов доверять малыша няне или бабушке. После года разлуку с мамой можно увеличить до 4 часов в день.
Малыш, в среднем, учится сидеть в 6 месяцев, ходит – примерно в 1 год, говорит – в 2 года.
Дети не умеют контролировать свои эмоции до 3 лет совсем. Это из-за того, что не развита ещё нужная зона головного мозга. К началу школы (примерно в 7 – 8 лет) ребёнок уже может подчиняться каким-то простым дисциплинарным правилам, но если дело коснётся физического или эмоционального дискомфорта, сдерживаться не будет.
По ходу взросления дети проходят несколько кризисных периодов: кризис рождения, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис. В эти периоды у детей обычно меняется поведение (“не хочу, не буду, уйди”), может нарушаться сон. Помимо этого, первый год жизни малыша – это один сплошной кризис с кучей регрессов и переходных периодов. Поэтому капризный малыш – это норма жизни. Но всё проходит. От родителей нужно только терпение. Это естественные процессы.
Существует мнение, что отрицание родителей в подростковый период – не случайно. Происходит половое созревание и потому природой было заложено это отвращение ко взрослым. Ведь ребёнок до подросткового возраста боготворит и обожает маму и папу. И вот, чтобы он не испытывал к родителю противоположного пола сексуального влечения, природой было заложено отвращение к обоим взрослым.
Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не может долго учиться в нашем понимании. То есть, сидеть над книгой, переписывать, выписывать, вычислять. Он не будет долго делать то, что ему не интересно. Но если всё превратить в игру, то пожалуйста!
Примерно до 10 лет дети не способны долго, то есть днями, неделями или годами, вынашивать планы и идеи. Они быстро переключатся с одного на другое. У них ещё физически не до конца развита долговременная память.
Дети в любом возрасте очень тонко чувствуют настроение свох родителей. Они могут много не понимать, но если папе/маме плохо, но он/она это стараются скрывать и фальшиво улыбаться, малыш почувствует неладное и непременно выразит своё беспокойство по-своему (будет бегать хвотиком, задавать вопросы, не сможет спокойно уснуть или отказываться кушать).
Пожалуй, на этом всё. Напоследок хочу сказать, что детство – это не время максимальной “прокачки” навыков и умений, это как бы пробный период в жизни, который даётся каждому, чтобы получить достаточное физическое и личностное развитие и понять, что ты хочешь делать в этой жизни и как её прожить. Будьте внимательны в описании детства своего персонажа. Ведь это – фундамент всей его жизни!
- Подпись автора
Отвечаю на вопросы вот здесь | Мой блог
"Никогда не сомневайтесь в себе и любите каждую свою работу, даже если она кажется вам грязью на окне. Через это окно люди смотрят на мир, тогда как разводы замечаете только вы." © Николай Ободников. "Лиллехейм. Волчий ветер