Описание урока:

Финальное изображение:

Автор: Linda Bregkvist

Перевод Chiroka

Источник: demiart

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/01.jpg
Кликните для просмотра полноразмерного изображения

Итак, начинаем рисовать волосы - один из самых сложных объектов рисования.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/1.jpg

Хорошая идея – выбрать нужные цвета на первом этапе рисования. Даже, если вы измените их потом, они вам помогут.
Инструкция – первое ,что вам нужно – выбрать цвет волос. Волосы должны быть коричневатые, с легким заметным блеском. Самый темный цвет, который я выбрала – близкий к черному. Это характерно для всех типов волос, даже для самых светлых, где верхний слой – светлые тона. Но, лучше начинать с более темных тонов. Сначала выберите несколько цветов – светлый, два средних тона и темный тон и обозначьте форму прически.
Важно – работайте на большом холсте! А уже затем уменьшайте.
Распространенные ошибки – начинаем рисовать с ярких тонов, затем тратим кучу времени на попытки сделать тени. Работая с оттенками кожи лучше начинать со средних тонов, а с волосами – с темных. И самая большая ошибка – отсутствие правдоподобности, т.к. волосы нуждаются в хорошей детализации. Поэтому лучше использовать холст не менее 500х500 пикселей.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/2.jpg

Используйте слегка более насыщенный фон, чем настоящий цвет нижнего слоя волос (нижние волосы всегда слегка темнее). Таким образом вы сможете достичь прекрасных цветовых вариаций, а так же причудливо лежащих волос, что дает восхитительные эффекты.
Инструкция – набросайте большие локоны. Фокус в том , что бы воспринимать волосы не как множество отдельных прядей ,а как отдельные тоненькие прядки, которые вы позже и будете детализировать. Не торопитесь в выборе цвета, начните с двух средних оттенков, которые вы выбрали. И НИКАКОГО осветления на этом этапе!!!
Распространенные ошибки – многие начинают рисовать волосы с прядей, отчаянно рисуя прядь за прядью, одну поверх другой. Конечный результат выглядит как копна соломы , собранная в пучок. Естественно волосы лежат отдельными локонами, достаточно сложно достичь этого, если вы рисуете все сплошняком. Вы должны будете каким-то чудесным образом вырисовывать каждую отдельную прядь и придавать ей движение в нужном направлении.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/3.jpg

Всегда имейте 4 кисти в виде точек. Они добавят прекрасные вариации и являются хорошей альтернативой обычной круглой кисти.
Инструкция – выберите подобную кисть и попробуйте нарисовать копну волос. Что я имею ввиду - вы делаете набросок поверх уже нарисованных отдельных локонов (с четкими краями), представляя себе как заканчиваются локоны, завиваются ли волосы к кончикам или свободно падают. Если это не так, статические черты волос легко подчеркнуть с помощью фона и то, что окружает волосы. Очень хорошо, если вы покажете на этой стадии, как волосы ниспадают. Начиная с этого момента, мы будем заниматься детализацией волос. И если вы поймете позже, что сейчас ошиблись , вы сильно разозлитесь. Поэтому – внимательнее!!!
Добейтесь «ощущения» волос. Смотрите, что бы они лежали в соответствии с направлением ветра и общим видом.
Распространенные ошибки – не соответствие направлению ветра. Например, юбка раздувается в одну сторону, волосы в другую. Не соответствие весу волос (короткие часто пушистее а длинные - тяжелее) или эффекту, когда некий предмет воздействует на волосы (тиара придавливает их , а лента - подтягивает).

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/4.jpg

Инструкция – здесь начинается самое интересное. Сейчас вы должны думать о бликах света, цветовых эффектах вокруг волос (для меня это легко, т.к. фон - это превосходный тон для волос, но если его нет, то нужно это учитывать), но, больше всего о том как уложить блоки волос. Я взяла для этого превосходную кисть. Когда я хочу быстро разгладить (уложить) волосы , я использую обычную круглую кисть с мягкими краями. Но, если я хочу придать где-то локонам полуострые края я беру кисть, которая с одной стороны острая, а с другой – мягкая (рис. 4). Попробуйте сделать такую же!
Попробуйте сначала разбить цетовые блоки на более мелкие части , сохраняя при этом целостность блока. Это не так то просто!
Распространенные ошибки - просто рисование поверх блоков волос. Ни в коем случае! Нам еще нужны эти блоки.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/5.jpg

Люди посоветуют взять вам кисти с мягкими краями. Но, они скучны и безжизненны…. Правда, они восхитительны для того чтобы придать и добавить текстуру и жизненность верхушкам волос и для быстрого наложения градиента.
Инструкция – продолжайте смягчать волосы и разбивать большие блоки волос. Теперь мы имеем отдельные пряди, ниспадающие в различных направлениях. С этого момента волосы начинают приобретать вид настоящих волос. Постоянно используйте только кисть с мягкими краями и не волнуйтесь, если волосы в результате будут слишком заглаженные. Не забывайте, что отдельные локоны воздействуют друг на друга. Там, где они соприкасаются, будет тень от одного локона на другом или соединение волосинок.
Распространенные ошибки – начинают рисовать с отдельных прядей. Я знаю, что можно умереть от ожидания!!! Детализация – веселое занятие, но когда это касается волос, здесь не нужно спешить.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/6.jpg

Используя пользовательскую кисть со слегка твердыми краями вместо обычной мягкой или остроконечной можно легко добавить различные текстуры и жизненность вашим штрихам.
Инструкция – здесь есть хитрость. Даже, если мы детализируем все волосы, у нас нет необходимости супердетализации. Выберите один локон, который притягивает наибольшее внимание. Все , что вы делаете со всеми волосам, проделайте с этим отдельным локоном. Текстура и детали этого одного локона будут иметь огромное воздействие на всю картину, даже без какой-либо еще детализации. Просто поверьте мне!
Я выберу локон, ниспадающий вдоль ее головы. Сначала выделите этот локон, используя точечную кисть и слегка надавливая, следуйте по направлению к кончикам локона. Повторите это несколько раз, нанося короткие штрихи. Не забывайте о colour picker (alt при одновременном использовании кисти) и используйте нужный цвет в нужном месте. Таким образом, вы проявите форму локона.
Распространенные ошибки – волосы лежат совершенно ненатурально. Потратьте время на то, чтобы посмотреть, как действительно лежат волосы. Как завитки или локоны переплетаются друг с другом и как они взаимодействуют. За исключением волос сильно уложенных спреем или лаком.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/7.jpg

Остановитесь, что бы оформить прическу. Это лучший способ избежать ошибок. Возьмите себе в привычку переворачивать ваш холст каждый час , это даст вам свежий взгляд на ваш рисунок.
Инструкция – остановитесь и посмотрите на то, что сделано. Это также важно, как и учитывать завитки волос, т.к. мы детализируем их и это будет ад пытаться потом что-либо изменить. Прекрасно выглядящие волосы дают изысканные, ровные, естественные линии. Даже сильно завитые волосы выглядят лучше, если локоны ниспадают вместе, чем, если бы они выглядели перепутанными. Сделайте отдельный слой и нанесите локоны волос согласно направлениям ярких стрелок. Рисуем волосы в разных направлениях? Если да, есть шанс подправить их, не смотря на то, рисуете ли вы их в движении или совершенно искусствненно выглядящие волосы. Если все ок, повторите шаг 6 для остальной части головы.
Распространенные ошибки – увлекаемся рисование ниспадающих волос. Да, пышные волосы прекрасны, но восьмидесятые прошли и лучше сохранить их в нужном ракурсе, не смотря на ваши чрезмерные старания. Лучше не доделать, чем перестараться.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/8.jpg

Инструкция – мы приближаемся к финалу процесса детализации. Сделайте новый слой, выберите обычную круглую кисть с четкими краями и рисуйте пряди, повторяющий общую форму локонов. В начале используйте темный цвет, затем пауза, заглаживаете слегка точечной кистью по направлению волос. Затем рисуете новые пряди поверх более светлым цветом. Пауза, заглаживание. Повторяем все снова. Сохраняйте выбранные цвета и удостоверьтесь, что не изменяете (портите) общую форму волос, которую вы создаете. С этих пор делайте все на отдельном слое, чтобы не нужно было стирать, если вы ошибетесь.
т.к. вы уже очень тщательно прорисовали и придали текстуру волосам то нет необходимости сильно утрировать.
Распространенные ошибки – полное изменение формы, которую вы создали. На этой стадии очень легко это потерять. Это могут быть отдельные пряди, но они не должны болтаться отдельно. А вместе, в унисон, один пересекает другой, один перекрывает другой.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/9.jpg

У вас есть хороший друг – фильтр blur, если использовать его правильно. Применяя его в разных слоях, поможете себе сгладить отдельные штрихи кисти более быстро, чем простое заглаживание. Но, вы не получите столь же уникальный результат.
Инструкция - текстура, текстура, текстура. Сначала мы делали расположение волос, сейчас – их текстуру. Действительно хороший способ достичь подобной запутанности прядей , составляющих волосы, это рисовать прядь за прядью, одну поверх другой, затем поверх этих, на новом слое. Прядь за прядью. Сделайте пять отдельных слоев с различными цветами, установив различную степень opacity) и размывайте каждую прядь отдельно.
Варьируйте от маленькой кисти к чуть большей. Помните, об одном локоне, который должен быть нами уже обработан. Внимание на него.
Распространенные ошибки – думают, что каждая отдельная прядь должна быть нарисована поверх. Когда я говорю «множество деталей» - это хорошо. Но я не имею ввиду море деталей.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/10.jpg

Один из лучших способов добавить жизненности текстуре - скопировать часть вашей картинки на новый слой , черкнуть несколько раз и установить режим «soft light» или «multiply». Снизить opacity и обработать ластиком для достижения лучшего результата.
Инструкция – все! Слейте (flatten) слои. Затем добавьте новый слой и установите режим «soft light».
Сейчас мы будем делать нечто странное. Мы добавим эффект, который виден с небольшого расстояния. Возьмите любую кисть и сделайте ее совсем маленькой. Выберите два цвета как background и затем выберите другой цвет как foreground. В настройках кисти (Color Dynamycs) установите pen pressure и добавляйте текстуру и глубину волосам. Если вы используете темные цвета , добавьте определенное количество контраста, что придаст волосам реализма.
Распространенные ошибки – беспорядочная текстура.
Это действительно помогает добавить жизни волосам, даже, если это кажется чистым безумием, не пропустите этот шаг.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/11.jpg

Не бойтесь поправлять, даже если вы уже на финальной стадии рисования. В этом и есть прелесть рисования в компьютере. Даже если это вас раздражает, лучше поправить сейчас, чем никогда.
Инструкция – увеличьте ваш рисунок и увидите, что волосы выглядят прекрасно. В принципе, можно остановиться здесь.
На этой стадии я фиксирую стиль прически. Обычно, я рисую используя грубый блок волос и сейчас я могу видеть лучше как лежат волосы. Я фиксирую кончики, залезаю во все места для того, чтобы форма волос соответствовала локонам, которые я рисую. Используя приемы рисования отдельных прядей (на отдельном слое) слегка размойте (blur) и загладьте (smudge) их, следуя внешней линии волос. Добавьте слегка завитков.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/12.jpg

Инструкция – чтобы добавить эффект, обработайте кончики волос мягкой кистью для придания локонам легкости. Не перестарайтесь. Если вы используете темный цвет, то некоторые из локонов будут выглядеть как будто бы в тени. Если волосы длинной до плеч, как на нашем рисунке, это поможет нам оттенить однообразие оттенков кожи. Если есть челка, то обработайте ее также, но не нужно придавать ей вид легких перышек. Лучше будет придать слегка потрепанный вид.
Распространенные ошибки – оставить волосы крупными блоками. В большинстве случаев кончики уже слегка смягчены, но даже сейчас бросьте быстрый взгляд для собственного спокойствия.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/13.jpg

Некоторые части нуждаются в очень тонкой прорисовке линий с различной степенью opacity. Даже те, которые дальше расположены.
Еще один прием для работы с отдельными прядями – продублируйте слой и используйте фильтр median. Слегка размойте, а затем слегка подотрите их ластиком, прежде чем соединить слои.
Инструкция - как-то я говорила о сверхдетализации. Этого эффекта действительно очень трудно добиться, если вы не выполнили предыдущие шаги и если вы плохо представляете как «ведут» себя волосы. Если у вас есть свободное время, изучите какое-либо фото, это очень помогает или поставьте зеркало позади компьютера.
Фокус в том что я применяю маленькую кисть, сначала следуя линиям волос легким нажимом кисти, а затем резко сворачиваю в сторону (виляю) через другие пряди. Именно это и придает волосам непохожесть. Однако, это не обязательно. Я упоминаю это, т.к. окончательный вариант просто восхитителен! Эти отдельные пряди должны быть нарисованы на отдельном слое и бережно обработаны до того как слои будут слиты. Обработайте их как вы обрабатывали большие участки волос, учитывая то, где будет падать свет, а где тень.
Еще один плюс расположения на отдельном слое – вы можете стереть ластиком, загладить, размыть и вообще придать им именно тот вид, который вы хотите. Все это звучит грозно, но это не так. Все это серьезно и трудно до тех пор, пока вы не разберетесь, как это сделать.
Распространенные ошибки – делаем слишком много отдельных прядей и в итоге получаем совершенно статичную прическу. Делаем их слишком волосатыми или наоборот застывшими и контрасными, выглядящими глупо или наоборот совершенно без своенравных прядей, что в итоге приводит к тому, что мы получаем Барби.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/14.jpg

Когда вы рисуете волосы, копируйте все волосы на новый слой. Когда уже почти все сделано flip horizontal и установите режим “soft light”. Снизьте opacity. Не забудьте стереть кончики.
Инструкция – у нас еще осталась пара шагов до завершения. Добавьте несколько видимых прядей, которые падают поверх целых участков волос. Если вы пропустили предыдущие шаги, этот ни в коем случае не пропускайте! Это добавит внешнему виду прически немного игривых локонов.
Фокус в том, чтобы избежать больших локонов и придать вид свободно колеблющихся волос, располагающихся поверх остальных волос. Как будто их раздувает ветер. Чтобы усилить эффект очень слабой тени от прядей, падающей на остальные волосы, сделайте ее более видимой и усильте ощущение свободного падения.
Распространенные ошибки – если у вас не ветреный день и вы не рисуете взъерошенную персону, эти непослушные пряди не должны быть слишком большими и их не должно быть слишком много. Именно это одно осторожное прикосновение и делает картину. Но как вы видите, оно может и все разрушить.

http://demiart.ru/tutorials/2/hair2/15.jpg

Ну вот и все готово!

Теги: Рисование, волосы, уроки, фотошоп